spb-metro instagram arrow-right arrow-left arrow-right2 arrow-light2 chevron-left chevron-right

002 Humument

В середине 60-х два молодых человека оказались на лондонском складе старых вещей. Они остановились у стойки с пыльными книгами. Денег было немного, поэтому решено было выбрать ту, стоимость которой будет равна 3 пенса. Это была викторианская новелла «Human Document» 1892 года. Для одного из них, художника Тома Филлипса, эта книга стала основой масштабного проекта на следующие 50 лет.

В середине 60-х два молодых человека оказались на лондонском складе старых вещей. Они остановились у стойки с пыльными книгами. Денег было немного, поэтому решено было выбрать ту, стоимость которой будет равна 3 пенса. Это была викторианская новелла «Human Document» 1892 года. Для одного из них, художника Тома Филлипса, эта книга стала основой масштабного проекта на следующие 50 лет.

Новелла вызывала у Тома противоречивые впечатления: весь текст был пропитан снобизмом и ненавистью к евреяй. Но именно в этот период художник был чрезвычайно вдохновлен экспериментами с рекомбинацией материала, которые проводили Джон Кейдж и Уильям Берроуз. Поэтому он решил преобразовать роман. Он выбирал страницы в рандомном порядке, зачеркивал слова, добавлял графику, создавал коллажи. Так, страница за страницей, оригинальный материал подвергся интерпретации другого автора. Изначальный смысл деконсруировался. Художник изменил название на «Humument».

В 1973 году книгу художника удалось издать. Впоследствии роман был переиздан более 5 раз. В 2011 году для проекта было создано мобильное приложение. Последняя редакция издания вышла в 2015, когда Тому Филлипсу было уже 80 лет. Филлипс возвращался к материалу на протяжении всей своей жизни: изменял и дополнял отдельные листы, создавая новый контекст и новые смыслы.

Этот проект интересен не только своей длительностью и потрясающей эстетикой — он отсылает к вопросу рекомбинации и интерпретации существующих культурных кодов. Открытое интерактивное произведение может формироваться при помощи коллективных действий зрителей в режиме реального времени. Подобные художественные структуры требуют от воспринимающего активного деятельного участия и часто перекомпоновки, всегда различной, предлагаемого материала. Здесь мы имеем дело с неоднозначностью и отсутствием привычных последовательностей. С практиками, основанными на выборе, всякий раз другом. Потенциально новый Humument расширяется до автора коллективного.

Наверх