spb-metro instagram arrow-right arrow-left arrow-right2 arrow-light2 chevron-left chevron-right

Рецензия на выставку «Архитектурое безвременье» в Арт-центре Пушкинская-10

Автор:

Рыбакова
Юлия

Интерактивная инсталляция Архитектурное Безвременье посвящена исчезающим объектам культурного наследия. Новейшие технологии для художника — это материал, возможность использовать новый изобразительный язык.

Эксперименты в области квантовой физики подрывают устоявшиеся представления человека о времени и о реальности. Актуальное искусство отзывается на эти идеи, и художник предлагает свою интерпретацию новой картины мира. Виртуальная реальность и интерактивные технологии позволяет ему надломить пространство и время, дать зрителю увидеть и почувствовать, что история нелинейна.

Интерактивная инсталляция Архитектурное Безвременье, проект Мастерской интерактивного искусства, посвящена исчезающим объектам культурного наследия. Здесь уже заложен своеобразный парадокс — полностью повторив в виртуальной реальности панораму одного из кронштадских фортов, команда Мастерской уже замораживает время, создавая виртуальный памятник памятнику архитектуры, находящемуся под угрозой исчезновения. Для каждой локации звукорежиссер проекта сконструировал звуковые картины разных времен, что создало удивительный эффект нарушения темпоральности.

Режиссер проекта, Ксения Храбрых выбрала для инсталляции нарочито грубые материалы — здесь нет лоска и гладкости. Сам материал создает у зрителя ощущение тревоги, выхода из зоны комфорта. Когда зритель вступает на своеобразную «сцену» инсталляции и одевает очки виртуальной реальности, он растерян и беззащитен. Он выглядит как космонавт, шагнувший в неизвестность. Для тех, кто наблюдает со стороны само это действие превращается в настоящий перфоманс. Интерактивное искусство невозможно без готовности зрителя перейти от созерцания к действию, готовности вступить в контакт с инсталляцией.

Ксения Храбрых — режиссер и медиа-художник обращается в своем творчестве к совершенно различным темам и техникам, которые определяются поставленными задачами. Первостепенным здесь являются идеи и смыслы, а современные технологии — лишь материал, возможность использовать новый изобразительный язык. Режиссерское образование помогает Ксении конструировать точную композицию объектов и вкладывать в них последовательный, насыщенный нарратив. Грубые материалы словно подчеркивают сложность заявленной темы, создают дополнительные смыслы. Так, инсталляция «Художник» (2016), состоящая из кирпичей, становится тонкой рефлексией на тему профессиональной самоидентификации. Часть проектов Ксении, таких как «Колесо идентичности» (2015) имеют выраженную социальную направленность, однако ее творчество всегда антропоцентрично: все проекты художника, разными средствами, рассказывают о человеке, о его мышлении и ценностях.

Наверх